Колокола на Руси

Колокола на Руси

Колокола на Руси

К колоколу на Руси с глубокой древности отношение было особенным. Часто в сказаниях и легендах колоколам приписывали неземные способности: предвидеть, предупреждать. Однако надо отметить, что заслуга создания колокола принадлежит не русскому народу. Предания говорят, что христианские колокола - кампаны появились впервые в Италии. На Русь колокола пришли с принятием христианской веры из Европы. В северные русские земли они завозились с Запада, а в Киев - из византийского города Корсунь (Херсонес), но сведения о них до XIV века очень отрывочны. Вплоть до XIX века создание колоколов на Руси было заслугой иностранных мастеров. Либо мастера для отливки приезжали к нам сами, либо колокола покупались в готовом виде.

На Руси долгое время, даже после появления собственной школы, пользовались "корсунскими", "немецкими" колоколами, звонившими посредством раскачивания самого колокола (качающиеся, очепные колокола). Кроме того мастера сохраняли традиции иностранных надписей на колоколах, но часто добавляли свои. Европейские мастера часто писали по латыни "Слава единому Богу". Но даже если русские заказчики отливали колокол в Европе и на изделии при этом делалась обычная латинская надпись, она, как правило, впоследствии бывала дополнена традиционной русской. Обычно приписывались на русском языке назначение колокола (например, "Бога молить, а по смерти за их души их поминать, доколе сей св. церкви Бог благоволит по вере христиан стояти") и историю его создания.

Колокол - это предмет церковный. И прежде, чем подняться на колокольню, колокол всегда освящался священником, то есть ему испрашивалось Божие благословение и сила, для чего существовал специальный чин освящения, после которого колокольный звон уже не мог быть пуст и прост. Слыша колокольный звон, в старое время народ снимал шапки и крестился, призывая благодать Божию и благодаря за нее.

Часто цари любили собственноручно звонить, и соревновались в величине колоколов, отлитых в ознаменования их царствования. Простой люд приписывал колоколам и магические силы. Ходили истории о том, как колокольный звон отводит дьявольские козни, болезни, бури и молнии; как колокол не раз звонил сам по себе, предрекая войну, голод или смерть государя; как за неугодный звон по воле царей колокола "казнили" перед народом: били батогами, отрубали ухо и отправляли в ссылку.

Надо сказать, что важность колоколов отмечались многими народами. Поэтому часто колокола (особенно вечевые - в них звонили, чтобы созвать народное собрание) становились военными трофеями. В ХVII в. шведские войска Делагарди вывезли с оккупированной ими новгородской земли все возможные памятные колокола ХVI в., на которых были обозначены имена русских царей - такие колокола были достойны трофея.

Попав в неволю, в чужие земли, колокол мог вдруг замолчать. Так случилось с колоколом Богородицы, который князь Александр Суздальский решил забрать из Владимира, и "колокол не начал звонити, яко же был в Володимере; и виде Александр, яко сгрубил святой Богородицы, и повелел его паки везти в Володимер и поставиша его в свое место, и паки бысть глас яко же и прежде богоугоден".

Через колокол укрепляли русские люди связь с Творцом. Наполняли храмы удивительным изобилием колоколов, от небольших до поражавших мир громадных великанов. Колокола плакали, стонали, молились о русской земле в годы лихолетий. Когда же приходил конец страшной войне, ничто не могло сказать сильнее о народной радости, чем мощные ликующие звоны.


Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

Смотреть что такое "Колокола на Руси" в других словарях:

  • Крестово-купольные храмы Древней Руси — Основная статья: Крестово купольный храм Крестово купольный (вариант написания крестовокупольный) храм  основной тип православного храма, господствовавший в архитектуре Древней Руси. История строительства в России каменных крестово купольных …   Википедия

  • Алексий (митрополит Киевский и всея Руси) — Святитель Алексий (икона, 1790 е годы) Митрополит Алексий (в миру  Елевферий Федорович Бяконт (фамилия также во многих источниках указана как Плещеев); по другим сведениям  Симеон; ок. 1292 1305& …   Википедия

  • Алексей \(Алексий\), митрополит всея Руси — Алексей (Алексий) (ок. 1293 г. – 12 II 1378 г.) – митрополит всея Руси (1354–1378 гг.), автор двух Поучений, Послания, или Грамоты на Червленый Яр, Духовной грамоты, а также, возможно, переводчик и один из писцов Чудовского списка Нового завета.… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • Орудия древней Руси — *ОРУДІЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ. Огнестр ныя арт. О. на Руси впервые появились въ послѣд. годъ княженія Дм. Донского въ 1389 г., когда, по свидѣт ву Голицынск. лѣтописи, вывезли ихъ нѣмецъ арматы на Русь и огнен. стрѣльбу, и отъ того часу уразумѣли изъ нихъ …   Военная энциклопедия

  • Вече (народное собрание на Руси) — Вече (общеславянское; от старославянского вет ‒ совет), народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения общих дел. Возникло из племенных собраний славян. С образованием древнерусского государства (см. Киевская Русь) феодальная… …   Большая советская энциклопедия

  • АФОН — [Св. Гора; греч. ̀ρδβλθυοτεΑθως, ̀λδβλθυοτεΑγιον ̀ρδβλθυοτεΟρος], крупнейшее в мире средоточие правосл. монашества, расположенное в Греции на п ове Айон Орос (Св. Гора, Афонский п ов). Находится под церковной юрисдикцией К польского Патриархата.… …   Православная энциклопедия

  • ЗВОН — термин, имеющий в церковном словоупотреблении неск. значений: 1) набор церковных колоколов, расположенный на колоколонесущем сооружении (колокольне, звоннице или храме «под колоколы»); 2) пространство между столбами звонницы, в котором помещаются …   Православная энциклопедия

  • Вече — У этого термина существуют и другие значения, см. Вече (значения). «Новгородское Вече» (А. П. Рябушкин, конец XIX века) …   Википедия

  • Народное вече — «Новгородское Вече» (А. П. Рябушкин, конец XIX века) «Псковское вече» (В. М. Васнецов) Вече (общеславянское; от старославянского «вет»  совет)  народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения общих дел и непосредственного решения… …   Википедия

  • АЛЕКСИЙ II (Ридигер Алексей Михайлович) — (Ридигер Алексей Михайлович; 23.02.1929, Таллин, Эстония–5.12.2008, Москва), Патриарх Московский и всея Руси. Род Ридигеров. Детство и юность Съезд РСХД. Первые слева в верхнем ряду Михаил Александрович и Елена Иосифовна Ридигеры, в центре прот.… …   Православная энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «Колокола на Руси» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»